Киевский метрополитен. История, интересные факты, перспективы развития.

Опубликовано: 15.09.2017 18:00

Автор: Анатолий Степчук

Киевский метрополитен. История, интересные факты, перспективы развития.

Метрополитен – тот неотъемлемый вид транспорта, которым чаще всего пользуются жители большого города для передвижения. Подземка удобна тем, что ей не страшны пробки на дорогах в часы пик. Поезда ходят в точно заданное время и с минимальной погрешностью.

А Вы знали, что есть метро, общая пртяженность которого, почти 600 километров? А как Вам полтысячи станций в одном городе? Или пассажиропоток в 3 миллиарда за год? Обо всем этом мы будем писать в нашей рубрике метрополитенов мира, а сегодня поговорим о подземке, где есть самая глубокая станция в мире, а также функционирует станция, вошедшая в ТОП-10 красивейших на нашей планете. Да, это Киевский метрополитен!

Интересные факты о Киевском метрополитене

6 ноября 1960 был запущен первый поезд от м. “Днепр” до “Вокзальной”. Он стал третьим в СССР после Московского и Ленинградского метрополитена, а сейчас является самым большим в Украине. Являясь 49-м в мире по длине (3 линии 69,6 км с 52-мя станциями) занимает 24-е место по пассажиропотоку (516,2 млн. пассажиров в 2016). Примечательно, что рекорд перевозок был зафиксирован в далеком 2007-м году – 641,8 млн людей, когда было всего 45 станций.

Для перевозки используется подвижной состав с пятью вагонами. В часы-пик интервал отправки одного и прибытия другого поезда сокращается до 45-55 секунд, а максимальная скорость достигает 85-90 км/час.

В 05:20 двери м.“Бориспольская” уже открыты, а последняя дверь для входа закрывается в 00:32 на Золотых Воротах. Самая загруженная станция “Вокзальная” и “Лесная” – 71,1 и 69,8 тыс. человек в день.

Самая глубокая в мире – станция “английского типа” “Арсенальная”, расположенная на глубине 105,5 метров.

По версии британского издания Business Insider “Золотые Ворота” вошли в рейтинг 20 самых красивых станций в мире. Также является пересадочной и одной из самых перегруженных в час-пик.

Над отделкой трудились художники, которые создали картины из мозаики, изображающие князей Киевской Руси и церкви Киева. Ни одна мозаика не повторяется. Если направляться от арки к арке, можно посмотреть, какие были правители Киева с XI до XIII-го века.

История метрополитена Киева

А знали ли Вы, что киевское метро могло появиться еще на закате XIX-го века вслед за Лондонским. Но тогда разговоры были о железной дороге в тоннеле. Рельсы должны были заходить под землю возле сегодняшней Почтовой площади и выходить наружу в районе Бессарабской площади, где планировалось строительство еще одного вокзала. Проект долго обсуждался, но в итоге был отклонен Думой.

Следующий период, когда Киев мог обзавестись метро – 1916-й год, когда Американско-Российская палата предложила глобальное улучшение транспортного сообщения по причине бурного развития торговой промышленности и количества роста населения. В конце этого же года от исполняющего обязанности городского главы Киева последовал ответ, что концессионный способ организации процесса является неприемлемым и такой вид транспорта является неприоритетным и малоэффективным. Торговая палата, которая рассчитывала на концессию, удивилась ответу, но не отказалось от задуманного и планировала проводить агитацию в США по привлечению инвестиций для сооружения метро в Киеве. Такие задумки остались только в планах из-за революции 1917-го.

В июне 1918-го, после взрывов на Печерских холмах, тема метрополитена в Киеве стала вновь актуальна. Павел Скоропадский хотел, из покалеченного взрывами Зверинца, сделать самый безопасный район в городе. Здесь должен был функционировать гетманский дворец, Академия наук и самый современный рынок, с помощью которого город бы получал все нужные товары и продукты.

Гористая местность киевских земель идеально подходят для строительства метро. Такой транспорт мог бы перевозить куда угодно: с Бессарабской площади на Демиевку, с Лукьяновской на Зверинец, со Слободки на Прорезную… Но после перехода власти к Симону Петлюре в декабре 1918 такие планы резко остановились.

Целых 20 лет пришлось ждать, чтоб упоминание о метро в Киеве снова началось. На это повлияла дипломная работа одного из выпускников института Москвы. В дипломе было отмечено, что ученик решил множество вопросов, касательно подземки, а также спроектировал некоторые ее схемы. За такой труд студенту-выпускнику назначили премию в размере 1000 рублей. Все вновь обсуждали новость о метро. Властям начали часто приходить письма о предоставлении помощи и слуг при работах под землей. Городской совет долгое время не принимал никакого решения, но в итоге в 1938-м году стартовали работы по подготовке почвы, но все прервала война.

В итоге, 1949-го “Киевметрострой” все-таки начал вести строительство метрополитена. Спустя продолжительное время, 6 ноября 1960-го года открыта Святошинско-Броварская (красная) линия, с пятью станциями, Протяженность была 5,2 км. Левый берег Киева увидел метро спустя 5 лет. Чуть позже, вместо 3-х вагонов в составе поезда было уже 4, а уже в 1972 начали курсировать “пятивагонники”.

1960: (1-2-3-4-5) “Днепр” – “Арсенальная” – “Крещатик” – “Университет” – “Вокзальная”

1963: (6-7) “Вокзальная” – “Политехнический институт” – “Завод “Большевик” (Шулявская с 1993)

1965: (8-9-10) “Днепр” – “Гидропарк” – “Левобережная” – “Дарница”

1968: (11) “Дарница” – “Комсомольская” (Черниговская с 1993)

1971: (12-13-14) “Завод “Большевик” (Шулявская) – “Октябрьская” (Берестейская с 1993) – “Нивки”– “Святошино” (Святошин с 1991)

1976: (15) “Крещатик” – “Площадь Калинина” – (Площадь Октябрьской Революции с 1977, Майдан Незалежности с 1991)

1976: (16-17) “Площадь Калинина” (Майдан Незалежности) – “Почтовая площадь” – “Красная Площадь” (Контрактовая площадь с 1990)

1979: (18) “Комсомольская” (Черниговская) – “Пионерская” (Лесная с 1993)

1980: (19-20-21) “Красная Площадь” (Контрактовая площадь) – “Тараса Шевченко” – “Петровка” (Почайна с 2017) – “Проспект Корнейчука” (Оболонь с 1990)

1981: (22-23) “Площадь Калинина” (Майдан Незалежности) – “Площадь Льва Толстого” – “Республиканский стадион” (Олимпийская с 2011)

1982: (24-25) “Проспект Корнейчука” (Оболонь) – “Минская” – “Героев Днепра”

1984: (26-27) “Республиканский стадион” (Олимпийская) – “Красноармейская” (Дворец Украина с 1993) – “Дзержинская” (Лыбедская с 1993)

1987: (28) “Крещатик” –“Ленинская” (Театральная с 1993) – “Университет”

1989: (29-30-31) “Ленинская” (Театральная) – “Золотые ворота” – “Дворец спорта” – “Площадь Льва Толстого” – “Мечникова” (Кловская с 1993)

1991: (32-33) “Мечникова” (Кловская) – “Дружбы народов” – “Выдубичи”

1992: (34-35) “Выдубичи” – “Славутич” – “Осокорки”

1994: (36-37) “Осокорки” – “Позняки” – “Харьковская”

1996: (38) “Золотые ворота” – “Лукьяновская”

1997: (39) “Мечникова” (Кловская) – “Печерская” – “Дружбы народов”

2000: (40) “Лукьяновская” – “Дорогожичи”

2003: (41-42) “Святошино” (Святошин) – “Житомирская” – “Академгородок”

2004: (43) “Дорогожичи” – “Сырец”

2005: (44) “Харьковская” – “Бориспольская”

2006: (45) “Харьковская” – “Вырлица” – “Бориспольская”

2008: (46) “Бориспольская” – “Красный Хутор”

2010: (47-48-49) “Лыбедская” – “Демеевская” – “Голосеевская” – “Васильковская”

2011: (50) “Васильковская” – “Выставочный центр”

2012: (51) “Выставочный центр” – “Ипподром”

2013: (52) Ипподром” – “Теремки”

Перспективы развития киевского метрополитена

Согласно Генеральному плану развития Киева до 2025-го года планируется строительство новой ветки метро (Подольско-Вигуровской) с Троещины до Жулян, но все усложняет достройка Подольско-Воскресенского моста, без которого осуществить такие планы невозможно.

В бюджете Киева на 2018-й 1 млрд. грн. заложен на данный проблемный мост. Но это всего лишь 20% от необходимой суммы (без учета метро).

Подольско-Вигуровская линия

(16-20 км, 14-20 станций). Только постройка подземки обойдется Киеву и Украине примерно в $2 млрд, при нынешнем курсе это неподъемных 56-58 миллиардов гривен. Это будет ∼18 километров линий и ∼13 станций идущих от ул. Милославской до Кольцевой дороги за аэропортом “Жуляны”. 3 пересадочных узла соорудят на м.“Тараса Шевченко”, “Лукьяновская” и “Вокзальная”( на последней добавят еще один выход). Киев в процессе переговоров по кредиту с китайскими инвесторами, которые заинтересованы в партнерстве, но на определенных условиях. Найдя инвестора, вполне реально воплотить часть планов в жизнь и запустить в работу первую очередь уже к 2024-му году.

Сырецко-Печерская линия

(23,9 км, 16 станций без проектируемых и строящихся, и замороженных). 2018-й год ознаменуется началом строй.работ (впервые за 4+ года) от Сырца на Виноградарь. 2 500 000 000 гривен из необходимых 5 000 000 000 уже выделено, поэтому жители Виноградаря, Мостицкого Массива и Ветряных Гор могут иметь все прелести подземки под боком в 2020-2021 гг.

Если взглянуть на карту подземки утвержденного варианта, он отличается от того, который рассматривали городские власти ранее. Станция “Проспект Правды” будет на пересечении одноименного пр-кта и ул. Межевой, а “Мостицкая” будет очень кстати частному сектору возле ул. Белицкой, Северо-Сырецкой и Межевой.

Это окончательное расположение 2-х станций, но еще по размещению четырех станций ведется согласование. Некоторые хотят разветвления линии возле пр.Правды и Василия Порика. Таким образом одна часть линии закончится на “кругу” Правды-Гречко-Гонгадзе, а другая пойдет в сторону Ветряных Гор. Окончательного варианта еще нет, но администрация намерена “дотянуть” подземку до площади Тараса Шевченко.

Есть и две станции призрака – “Львовская Брама” (между Лукьяновской и Золотыми Воротами”. Работы стартовали в 1991 и заморожены в 1997. Она готова на 50-70% и ждет, когда согласуется план реконструкции. “Теличка” (ранее Надднепрянская”) строилась, как техническая между Выдубичами и Славутичем и была заморожена в начале 90-х.

Также был рассмотрен вариант достройки станций от Красного Хутора до Броварского проспекта через Дарницкий вокзал и Ленинградскую площадь. Но проект такого масштаба отложен на неопределенный срок.

Левобережная линия

(16-18 км, 12-20 станций). В будущем по Левобережью столицы возможно будет проходить пятая линия, но пока что городские власти решили реанимировать скоростной трамвай к ж/д станции “Троещина” и в перспективе до “Левобережная”.

Пересмотр проекта вполне реален и улучшит сообщение left-left. Такая ветка проходила бы от Троещины через Радужный массив, Воскресенку, Левеобержный по станции гордской электрички и потом шла бы по проспекту Григоренка к м. “Позняки” к пляжу возле озера “Тягле”.

Святошинско-Броварская линия

(16-18 км, 12-20 станций). Летом 2017-го года на сайте Прозорро появилась тендерная документация о постройки станции “Новобеличи” и “Берковцы”. Первая – на пересечении пр. Палладина и ул. Рабочая, вторая – на пересеч. Палладина и ул. Стеценко.


Осуществить достройку хотят до 2028-го.

Куреневско-Красноармейская линия

(20,95 км, 18 станций). После 2025 г “Теремки” не будут конечной, за ними будет расположены метро “Автовокзал “Теремки”, “Улица Крейсера Аврора” и разветвление до м. “Одесская”.

Вышгородско-Дарницкая линия

(27 км, 19 станций). Перспективная линия и самая далекая от реализации (2037-й год). Отмечена желтым цветом.

1-я очередь соединит Куреневку и Сырец. Далее линия пойдет по ул.Телиги, Гетьмана, Чоколовском бульваре и проспекте Лобановского к метро “Демеевская, “Дружбы Народов” затем пройдет через Левый берег к Дарницкому вокзалу.

Официальные источники не разглашают всю информацию. Проект будет корректироваться и может претерпеть значительных изменений.

Узнайте также: В какую недвижимость Киева выгоднее всего инвестировать в 2018?

Комментарии:

Leave a comment